Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/12.8.2008/

"Юго" уходит на пенсию.










     








     «Юго» идет на пенсию и, после перехода на новые «фиатовские» технологии, вместе с популярнейшим после «Фичи» автомобилем в Крагуевце прекратится производство и всех остальных моделей «Заставы» - «Кеца», «Восьмерки» и «Флориды». Неизбежное завершение «золотой эры» сербской автомобильной промышленности, начатой более полувека назад в цехах «Завода Црвена Застава» было официально объявлено министром Младжаном Динкичем и генеральным директором группы «Застава возила» Зораном Радойевичем. Для своих старых машин завод из Крагуевца, согласно закону, должен будет продолжить производство запчастей в количествах, достаточных для семилетнего использования.








     Производство «Юго» и остальных отечественных моделей будет прекращено, вероятнее всего, в 2009 году, точная дата, по словам Радойевича, будет известна только после конкретизации соглашения с «Фиатом», которое будет подписано в следующем месяце. Далее, осенью 2009 будет сообщена дата «ухода на пенсию» популярного «Юго», первого самостоятельного проекта крагуевацкого автозавода. Все остальные модели «Заставы» были репликами авто торинского автогиганта, от «Фичи» к «Стоядину» и «Восьмерке», вплоть до «Флориды».








     Звучит патетично, но приход «Фиата», который вдохнет новую жизнь в «Заставу», означает определенно и конец «темпераментного эконома», как крагуевацкий завод еще с самого начала восьмидесятых годов прошлого века, когда производство «Юго» только начиналось, рекламировал свой автомобиль.








     Это неплохой повод вспомнить «сделку века», как было названо соглашение с США об импорте «Юго» на американский рынок. За пять лет, от первого транспорта 23 июля 1985 года до 1990 года, «Застава» передала дилерам в США всего 141 511 автомобилей. Кто знает, что было бы, если окончание этого договора не совпало бы с концом СФРЮ, начавшей трещать по республиканским швам!?








     Хотя вся история вокруг фирмы «Юго Америка» имела свой политический фон, занимавший тогда пост директора «Заставы» Родолюб Мицич в свое время объяснил «Политике» причины финансового краха этой сделки. А именно, - низкая цена машины 3990 американских долларов была фиксированной, тогда как «Застава» закупала материалы за немецкие марки, которые в то время значительно росли по сравнению с долларами.








     «Сделка столетия», инициированная на высочайшем государственном уровне, заранее была осуждена на провал, но многие крагуевчане еще помнят эйфорию, с которой «Юго» провожали в США. Улицы были украшены американскими и югославскими флагами, так же как и «Эрика Болтон», корабль, на котором первые автомобили отправились из порта Бар в Балтимор.








     








     Помпезно отмеченное соглашение с самого начала сопровождало множество противоречий. «Юго», к примеру, в 1981 году был объявлен лучшим автомобилем в Сербии, а в первый же год импорта, 1985, «Нью-Йорк Таймс» провозгласил его худшим автомобилем в США, а журнал «Тайм» в 2007 году включил его в список 50 худших автомобилей всех времен. Американские поп-артисты использовали «Юго» для своих перфомансов, а хорватские эмигранты подрывали магазины, где он продавался. Всем делом занимался Малкольм Бриклин, сомнительный американский бизнесмен, который похоронил множество подобных фирм и проектов, но никогда не разорялся сам. Тот же человек появился в Крагуевце и после 2000 года, но бесследно исчез.








     Эту трагикомическую историю «Юго» крагуевчане с самого начала серийного производства, запущенного 28 ноября 1980 года видели совсем иначе. Также как и большинство югославов, узнавших в «Юго» нового «Фичу». Маленький, но достаточно большой для семейного багажа, быстрый, но экономный и, что самое важное, запчасти можно было найти «на каждом углу». Шутки об обогревателе заднего стекла, установленном для того, чтобы водитель мог греть руки, когда толкает сломанный автомобиль, крагуевчане принимали благосклонно, утверждая, что их ««Югич» никогда не подводил». Все его определенно любили.








     До настоящего момента в Крагуевце произведено около 800 000 автомобилей этого типа, сейчас на «Заставе» ежегодно производят около 450 «Югичей». Стоит напомнить, что убыток за каждый произведенный автомобиль, самый дешевый в Европе, составляет 500 евро, поэтому государство помогает «Заставе» уже многие годы.








     Напомним, что «Юго» с объемом двигателя в 1000 и 1100 «кубиков» выпускается в нескольких вариантах (45, 55, 60 и 65 лошадиных сил) и был единственным авто «Заставы» имеющий версию кабриолет. На таком и сейчас, по собственному признанию, ездит министр Божидар Джелич.








     








     









     








     Однако, и когда производство «Югича» прекратится, учитывая платежеспособность большинства населения, он и далее будет «глотать асфальт» на сербских дорогах. Подержанный «Юго» стоит не больше 1000 евро, запчасти валяются «в каждом дворе» «под каждой сливой» и его можно ремонтировать, пока совсем не проржавеет.








     Нужно ли еще что-то говорить о «большом-маленьком Юго», когда Лорнес Иглебергер, посол США в Югославии, входил в управляющий комитет фирмы «Юго Америка».








     -Члены югославского лобби в Вашингтоне, вроде Лоренса Иглебергера (позднее госсекретаря в администрации Буша) проектом «Юго Америка» предложили Сербии и Югославии последнюю значительную возможность для экономического оздоровления, - писал Предраг Симич, бывший директор Института по международной политики и экономике, сейчас посол Сербии в Париже.








     «Юго» определенно был одной из последних попыток поворота Югославии к Западу. Может быть у «Заставы» с «Фиатом» в этот раз все будет удачнее.








     В фильме «Крепкий орешек 3» Брюс Виллис и Сэмюэль Л. Джексон гонятся на желтом «Юго» за «плохими парнями» и не могут их догнать, из-за чего Виллис ругается в адрес иностранных автомобилей. Идея использовать «Юго» взята из триллера «Ворон» 1994 года с Брендоном Ли в котором один из героев врезается в полицейскую машину из-за плохих технических характеристик машины, ругаясь в адрес «Юго». Завязка криминальной комедии «Кто убил Мону» 2000 с Дени де Вито базируется на загадочной гибели главной героини (Бэт Мидлер), которая, управляя «Юго» падает в пропасть.








     Без оглядки на титул «Мона Лиза плохих автомобилей», которым «Тайм» наградил «Юго», многие американцы-владельцы «Югича» в интернет - комментариях отражают и другое мнение. Так, к примеру один из них пишет, что в прошлом году обнаружил, что проехал на своем «Юго» 148 000 за четыре года, потратив за это время всего 100 долларов на непредвиденный ремонт. Вероятно по этой же причине другой американец пишет, что в его гараже всегда будет только «Юго». Он и припомнить не может, чтобы потратил на запчасть для своей машины больше 20 долларов.








     О качестве «Юго» для американского рынка, которое было значительно лучше и современней автомобиля, который «Застава» продавала на отечественном рынке – большой Югославии, свидетельствует и опыт некого водителя в Мальты. Он утверждает, что «Юго» - лучший автомобиль из всех, которые у него когда-либо были. Особенно учитывая плохие дороги на Мальте и тот факт, что он никогда не менял амортизаторы на своем «Юго 45-А».








     «Юго меня никогда не разочаровывал. Я хотел бы, чтобы и люди были столь же надежны».








     Бране Карталович