Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/17.8.2009/

Россия и русские в Сербии (Часть 4)

Утверждение в Югославии нового политического строя, последовавший в 1948 г. разрыв между И. Сталиным и И. Броз Тито привели к новым формам миграции из России в Сербию. В первые послевоенные годы несколько тысяч молодых югославов были отправлены на обучение в Советский Союз. Это были лучшие, самые перспективные кадры, без преувеличения – цвет нации. После перехода конфликта Сталина и Тито в открытую фазу и печально известной резолюции Коминформа все обучавшиеся в Советском Союзе югославские студенты были в одночасье высланы на родину (19 марта 1948 г., тогда же были отозваны российские специалисты и военные советники из Югославии)1. Точных данных по числу обучавшихся в СССР югославов не существует в принципе, большая часть документов, касающихся этих событий, была засекречена или уничтожена. Можно говорить лишь о том, что в советских военных вузах обучалось около 1200 югославских курсантов, численность гражданских студентов неизвестна, но речь в любом случае идет о нескольких сотнях, вплоть до тысячи человек2. Значительная часть этих людей вернулись в Югославию с русскими женами, по некоторым оценкам – до четверти обучавшихся. Отследить судьбы этих женщин в исторической науке не пытался никто. Между тем речь идет о нескольких сотнях бывших советских подданных. История адаптации и ассимиляции этих женщин, которых условно можно назвать «коминформовками», еще ждет своего исследователя…

     

     Отношения СССР и Югославии в 60-80 гг. ХХ века хорошо отражает название книги советского историка Ю.С. Гиренко «Советский Союз - Югославия: традиционная дружба, всестороннее сотрудничество» (работа издана «Политиздатом» в 1975 г.). Темные страницы в истории взаимоотношений двух стран, прежде всего период 1948-53 гг., были преданы забвению. В Югославии функционируют советские дипломатические и торговые представительства, работают российские специалисты. Бывший Русский дом им. Императора Николая II, вместилище эмигрантских организаций и научных институтов, становится Домом советской науки и культуры. В помещениях, где до Второй мировой войны находилась русская гимназия, размещается Средняя школа при посольстве СССР. Вольно или невольно, но культурные институции Советского Союза в Югославии по форме в значительной степени копируют довоенные эмигрантские структуры.

     

     В 70-80-е гг. основным, а то и единственным видом миграции из СССР в СФРЮ была брачная миграция. Выйти замуж за югослава для советской девушки считалось большой удачей, граждане Югославии «котировались» наравне с финнами и шведами – уровень жизни в стране почти западный, при этом относительно недалеко от России и отношения с Советским Союзом у государства хорошие. За годы застоя и перестройки сотни россиянок вступили в брак с югославами и уехали на Балканы. Однако, как гласит статистика, не более 15 % браков россиянок с иностранцами оказываются удачными. Финансовый кризис, разразившийся в Югославии в конце восьмидесятых, и последующий распад Югославии привели к распаду значительной части таких браков. Другой вариант – переезд русско-сербской пары на родину жены, то есть в Россию. В девяностые годы такие случаи были не редкостью. Но даже несмотря на фактор реэмиграции, сегодня в Сербии общества российских соотечественников «на девяносто процентов являются обществами соотечественниц», как заметила в беседе с автором председатель общества «Русская волна» Инна Дели. Все гуманитарные инициативы России, рассчитанные на соотечественников в Сербии, должны исходить из того, что у соотечественника преимущественно женское лицо, гуманитарное или естественное образование, двое-трое детей, многие являются матерями-одиночками.

     

     Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия и Советского Союза, последовавшие за ними политические и экономические кризисы 1990-х гг. отбросили отношения России и Сербии практически к уровню позднего средневековья. Сербы собственно в Сербии, а также в Хорватии и Боснии, на протяжении всего «югокризиса», вылившегося в боевые столкновения, этнические чистки, экономический саботаж, рассчитывали на помощь России если не военную, то хотя бы дипломатическую. Оставляя в стороне вопрос о том, кто виноват в развязывании войн на территории бывшей Югославии, констатируем лишь, что из балканского региона в начале 90-х гг. Россия ушла отчасти из-за тяжелейшего экономического кризиса, отчасти - в угоду дипломатическим альянсам с западными партнёрами. В регионе присутствуют российские миротворцы, но действуют они под эгидой международных организаций. Отдельные проявления Россией собственной инициативы, как то: переброска российских миротворцев из Боснии в Косово в июле-августе 1999 г., вызвавшая волну энтузиазма в Сербии и панику в западных СМИ, общей картины не меняют.

     

     Двухтысячные годы ознаменовались приходом в Сербию крупного российского капитала. Ситуация в Сербии являет разительный контраст с соседней Черногорией, где основным объектом российских капиталовложений стала местная курортная недвижимость. В Сербии российский капитал инвестируется в энергетику, нефтепереработку и металлургию. Вообще, главным напоминанием о России в Сербии сегодня являются автозаправочные станции с логотипами российских нефтяных компаний, названия которых не будут здесь приводиться во избежание обвинений в коммерческой подоплеке нашего исследования. Хотя в дополнительной рекламе эти российские компании, в принципе, не нуждаются…

     

     Число российских соотечественников в Сербии, по данным Посольства Российской Федерации, составляет 7-8 тысяч, из них более 4 тысяч в Белграде. Из этого числа около тысячи – граждане России, находящиеся в Сербии в длительной командировке, то есть сотрудники государственных учреждений и представители российского бизнеса, присутствие которого в Сербии увеличивается, несмотря на экономический кризис, а также члены их семей. Число россиянок, в разные годы вышедших замуж за сербов и переехавших в Сербию на постоянное проживание, приближается к четырем тысячам (кто-то из них сохранил российское гражданство, кто-то нет). Численность потомков эмигрантов первой волны не поддается точному учёту, многие из них имеют сербские имена и фамилии, но осознают свою принадлежность к Русскому миру. Бывает и наоборот – кроме русской фамилии потомков эмигрантов с Россией ничего не связывает. В наибольшей степени это относится к третьему-четвёртому поколению потомков «белой» эмиграции.

     

     Основной формой организации сербских потомков российских эмигрантов первой волны на сегодняшний день является Общекадетское объединение русских кадетских корпусов при Русском Доме в Белграде. Оно зарегистрировано в сербском Министерстве юстиции в 2004 г., первым председателем стал профессор В.Н. Сальников, потомок донского казачьего атамана, выпускник кадетского корпуса в сербском г. Белая Церковь.

     

     Русский язык и культура продолжают оставаться востребованными в Сербии и в наши дни, хотя и в несопоставимо меньшей степени, чем во времена М. Суворова и Э. Козачинского. На сегодняшний день русский язык преподается в Университетах Белграда, Нови-Сада и Ниша, белградском Институте иностранных языков, ряде коммерческих вузов (Мегатренд, Университет братьев Карич). Преподаватели русского языка есть в штате многих сербских гимназий как специальных, так и общего профиля. Однако говорить о том ренессансе, который переживает изучение русского языка в соседней Болгарии, в Сербии пока не приходится. Это особенно прискорбно на фоне общего роста интереса сербской молодежи к иностранным языкам.

     

     Отдельного упоминания заслуживает положение русского языка в Косове, ибо там ситуация кардинально иная. В сербском Приштинском государственном университете, который лишь по названию связан со столицей Косова, а на самом деле находится в анклаве Косовской Митровицы, русский язык в течение четырех последних лет является наиболее востребованным иностранным языком. В недавнем разговоре с автором статьи преподаватели Университета жаловались не на отсутствие интереса к русскому языку, а наоборот – на нехватку учебников и образовательной продукции. Над косовским Университетом взяли шефство несколько российских гуманитарных организаций, однако этого явно недостаточно. Разовые вручения комплектов учебников, дипломов, памятных подарков не смогут оказать долговременное влияние на ситуацию с русским языком в регионе.

     

     Из числа общественных организаций Сербии, занимающихся пропагандой русского языка и культуры, наиболее активной является Ассоциация выпускников советских и российских вузов (Председатель Б. Миновски, заместитель председателя Правления А. Ковачевич). Некоторые из организаций, занимающихся пропагандой русского языка и культуры, существуют уже много лет, но в последнее время не слишком активны, например Славистическое общество Сербии, Сербский фонд славянской письменности и славянских культур. По словам сотрудников российского Посольства, «в Сербии каждый год распадается одно старое общество русско-сербской дружбы, и создаются два новых». В руководстве и попечительских советах таких обществ заседают хорошо известные сербской общественности «свадебные генералы» - люди, имеющие научные степени, но не имеющие желания заниматься практической работой. Как следствие, на бумаге существуют десятки обществ русско-сербской дружбы, на практике активной деятельностью занимаются два-три из них.

     

     Также в последнее время в обществах, провозглашающих своей целью пропаганду российской культуры и упрочение культурных связей между русским и сербским народами, совершенно чётко просматривается политический уклон. Эта тенденция представляет значительно большую проблему для России, чем «потёмкинские» общества дружбы. Здесь имеет место подмена понятий и вытеснение политикой, в частности косовской тематикой, русско-сербского культурного дискурса как такового. Не ставя под сомнение необходимость помощи косовским школам и вузам с изучением русского языка и литературы, хотелось бы предостеречь российские неправительственные гуманитарные организации от втягивания в околополитические процессы.

     

     Источник: Фонд стратегической культуры