Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/15.11.2010/

К Пятидесятилетию духовного рождества в ангельском чине монаха Артемия



     Преосвященный владыка Артемий (Радосавлевич) родился 15 января 1935 лета Господня в Леличе (родном селе Святого Владыки Николая) близ Валева. Его благочестивые родители Веселин и Косана нарекли его при крещении Марко. В тихом и безмятежном сельском окружении, среди живописных гор и долин, в скромных бедняцких условиях рос маленький Марко. Слушая и впитывая душеполезные наставления и повествования, песни и мудрые присловья родителей и стариков-леличан, читая старые православные газеты и журналы, что приносил ему отец из леличской церкви, он укреплял свой дух, а, помогая родителям в уходе за скотиной и в поле, укреплял своё слабое тело.

     Поучаясь простодушию и самопожертвованию своего отца, смиренного прислужника (алтарника) в Церкви Господней, будущий владыка с малых лет полюбил храм Божий и богослужения, пост и воздержание, Причастие. Эта естественная привычка к церковному порядку и послужила укреплению его сознания о необходимости истинной жизни по Богу и в правой вере, чтобы не остаться на уровне внешней формальности, поверхностности. Одним словом, маленький леличанин твёрдо решил идти путем полного служения Богу без остатка, взялся за подвиг отречения от разнообразных житейских исканий и заблуждений. Пример и простые наставления отца дополнялись отрывками из Житий Святых и другими текстами духовного содержания. Кроме того, он ещё школьником выказывал исключительный интерес к богатой народной литературе и традициям родолюбивой поэзии, заучивая наизусть обилие народных былин, многие из которых свежи в его памяти и поныне. Учил наизусть и многие страницы Священного Писания, и многочисленные богослужебные песнопения, и другие священные тексты. Потому непрестанно, хотя и погружён в детские мечтания, Марко управлял свои мысли и желания к чистым небесным просторам, далеко ввысь от леличских холмов.

     Прилежный и умный мальчик, Марко во время Второй мировой войны с примерными успехами завершил школу в родном Леличе. Память и чувство благодарности к замечательной учительнице Стоянке никогда его не покидало. Живое же предание и воспоминания о Святом Владыке Николае из уст его родителей, родственников и односельчан, пробудит в нём восхищение и духовный интерес к примеру подвижнической жизни Епископа Жичкого и Охридского, о котором он впоследствии напишет первое его жизнеописание под названием «Новый Златоуст».2 Но на его жизненное определение всё-таки более всего повлияли образы и впечатления, вынесенные в раннем детстве с богослужений и церковных праздников, на которые он вместе с родителями постоянно ходил и причащался. Как и судьбоносная встреча и знакомство со Святым Старцем Иустином (Поповичем), духовником Свято-архангельской обители в монастыре Челиях, что рядом с Леличем.

     Низшую гимназию Марко весьма успешно завершил в Валеве, обогатившись новыми знаниями и вдохновениями, а затем, по желанию родителей и благословению Челийского Старца, поступил в Православную семинарию Святого Саввы в Белграде. Зная, что только узкий и тернистый путь ведёт в Царствие Небесное, он решается на этот подвиг. Послушание и богобоязненность, острота ума и смирение, истинное почтение ко всем людям украшали юношу леличанина, который, храня девственность и целомудрие, удивительно возрастал, удостоиваясь дара духовного рассуждения, умеренности в речах и трезвомыслия.

     

     Смиренный монах

     Добронравный, благочестивый, тихий и приятный в общении, исполненный благодати и радости, любви и благодарности к своему духовному руководителю, в 1960 году он поступает на Православный богословский факультет Белградского университета. 20 ноября того же года, давая монашеские обеты в канун Михайлова дня, Славы [пре-

     стольного праздника] Челийской обители, своим Аввой он был пострижен в монахи с именем великомученика Артемия, являющегося с тех пор его защитником. Первые годы монашества отца Артемия проходили в обычных искушениях, в сопровождении помыслов, мечтаний и сомнений, но также и указаний и символических видений. Так однажды, возвращаясь в родное село, по его собственному свидетельству, молодой инок загляделся издалека на высокие горы Повлена, на прекрасных лугах которого «увидел» большое стадо овец и захотелось ему стать пастухом. Он и помыслить не мог, что Господь исполнит его желание и дарует ему пасти «огромное стадо», только не на Повлене, а в древнейших сербских землях - в Рашской области и на Косове и в Метохии. А в детстве ему чаще всего снилось, что он мореход-кормчий, - не потому ли, что, как оказалось позднее, Господь ему также доверит управлять «преисполненной ладьёю» на пути ко спасению? Побуждаемый к подвигу и отважной решимости, отец Артемий предавался тяжким телесным трудам, в непрестанной молитве и покаянных воздыханиях, в чтении душеполезных книг он искал ответы на все недоумения и вопросы - в творениях Святых Отцов, которые руководили им на строгом и тесном духовном пути. Плоды этого воспитания в истинном православном подвиге и духе более всего будут видны в его непоколебимых позициях по многим жизненным вопросам нашей Церкви, в особенности позднее, на Косове и в Метохии, когда, уже будучи епископом, он часто оказывался в одиночестве, при том твёрд и упорен в защите истины и справедливости Божией.

     Так, избрав узкий путь спасения в монашеском чине, в трудах и самоукорении, в непрестанной молитве и покаянии, монах Артемий успешно завершает обучение. В это время его рукополагает в иеродиаконы епископ Шабацко-Валевский Иоанн (Велимирович, племянник Святого Владыки Николая), а затем в иеромонахи, опять же на

     Михайлов день 1964 г., - епископ Далматинский Стефан в монастыре Крка. Туда по решению Святейшего Архиерейского Синода СПЦ он назначается преподавателем вновь открытой семинарии. Четыре года иеромонах Артемий трудится на поприще профессора богословия в этом известном далматинском монастыре.

     Осолённый «огнём духовным», монах Артемий полностью обратился ко Господу, ведя жестокую борьбу с помыслами, направляя все свои силы к исполнению Закона Божьего, терпя страдания на своём пути, избегая падений и стараясь уподобиться Лику Господнему, чтобы соответствовать чину, в который был призван. Возгревая непрестанно дух истинной любви и упование на высшую благодатную помощь, он восходил ко Господу, последовательно и неотступно. Наставляемый Святыми Отцами и своим Святым Старцем, отбрасывая всякий помысел о надежде на собственные силы, он всю свою самоуверенную и скверную человеческую природу предал в руки Господа для преображения и возвышения. Этим примером он наставлял и своих учеников. Со скромностью и благоразумием он воздерживался от нежелательного общения и пустых разговоров, от празднословия и безсмысленных забав, от чтения соблазнительной литературы и воображения и всяческих мечтаний, возрастая в замечательно красноречивого и рассудительного толкователя Евангелия Господня и Пути Господня.

     Трезвенность и смирение, богобоязненность и любовь ко всему Божьему, людям и Божьей твари, сопровождали отца Артемия на его нелёгком пути к Богочеловеку Христу. Но, во имя Господне, все эти добродетели смиренный монах скрывал от людских взоров. Днём он самоотверженно обучал семинаристов и выполнял другие послушания, а ночи проводил в молитве. Так всё выше он возрастал в духе, постом и бдением побеждая пустоту и плоть, тщеславие и страх... Духовно возвышенный и в то же время

     простодушный и смиренномудрый (словно «евангельское дитя») отец Артемий устремлялся к всё более глубоким познаниям, тяжким трудам и подвигам. Поэтому, руководимый благословением Аввы Иустина, в 1968 году он едет для прохождения аспирантуры сначала в Париж, а затем в Афины, в течение восьми лет проводя в трудах и защитив исключительно сложную и объёмную докторскую диссертацию на тему «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику». По возвращении из Эллады в 1977 году он был назначен профессором семинарии Святых Кирилла и Мефодия в Призрене. И здесь была им проявлена святоотеческая любовь и внимание к своим духовным чадам, а также молитвенный труд и самоотвержение ради исправления и спасения учеников и последователей.

     

     Пустынножитель

     Между тем, отец Артемий непрестанно стремится к безмолвию и познанию Истины, соединяя себя Христу и Христовой Истине. Поэтому пустыннолюбивый монах оставляет профессорский труд и М1р и в июне 1978 года отправляется в пустыню Черной Реки, в Свято-архангельскую обитель преподобного Иоанникия Девичского, где находятся святые и нетленные мощи преподобного Петра Коришского. Он великими усилиями, с самопожертвованием, восстанавливает запустелый монастырь из руин. Достойны удивления его подвиги и труды по восстановлению святыни (он, например, на ослике перевозил по горной тропе строительные материалы) без чьей-либо помощи, кроме Божьей благодати и силы, которой укреплял его Господь. Невероятно, как выполнял работу, почти невозможную и для физически много более крепких людей, этот человек внутреннего делания и хрупкого телосложения, но твёрдой воли, укрепляемый невидимой силой! Останется тайной, как иеромонаху Артемию удавалось одному и столь искусно выполнять некоторые работы, требующие и больше рук и больше строительного умения. Видно, Господь никогда не коснит подать необходимую помощь и поддержку своему угоднику. Потому он все тяготы восстановления монастыря, основания общежития и настоятельства переносил легче, чем это обычно бывает в подобных обстоятельствах.

     Наряду с тяжёлыми телесными трудами предстояло и великое духовное обновление. Проводя многие дни и ночи в уединении и безмолвии, отец Артемий возрастал

     духом, укрепляясь богомыслием, святоотеческим опытом из разных аскетических и богословских трудов, бдением и поклонами. В тишине и уединении он возделывал дар молитвы и слез; его тайные подвиги в чернореченской пустыне были ведомы только Богу. Разумеется, в суровых условиях пустыни было и много искушений, нарушающих безмолвие, и демонских нападений. Но благодать Божия не оставляла чернореченского пустынножителя и подвижника. Все тяготы и труды монах Артемий переносил смиренно и с благодарением Господу. Строгое монашеское правило никогда он не оставлял и не сокращал. Изо дня в день умножались благодатные дары как награда за строгий подвиг.

     Весть об Артемиевой благости, молитвенности и даре назидания ширилась не только среди богоискателей и паломников косовско-метохийского, но и самых удалённых краёв Сербии. Исполнен любовью и состраданием ко всем, отец Артемий тихо поучал, укреплял и помогал: своими молитвами и назиданиями многих воздвигал, унылых утешал, маловерных ободрял, за многих (грешных) обильные слезы проливал, о больных подолгу Богу молился. Своим безгневием и кротостью многих умирил, от злобы и немирного духа очистил, в вере утвердил.

     Повседневные послушания, посещения и назидательные беседы мешали выполнению монашеского правила, и он большую часть ночи проводил в усердной молитве, коленопреклоненно умоляя Господа Иисуса о помощи падшему греховному М1ру, о котором пролил столько слёз, вопия и воздыхая.

     Напоённая благодатью простота жизни отца Артемия в пещерном монастыре, вдали от света, в полной преданности Промыслу Божию, равно и свежесть горного пейзажа, привлекали молодых людей, подобно как «благоуханный цвет привлекает пчёл», и вот начали прибывать молодые сподвижники, принимать его руководство

     и благословение на монашеский подвиг. Так со временем составилось малое братство молодых и одарённых послушников и иноков, которые обретали великую духовную помощь от своего старца, ревностно выполняя все послушания и держа строгий «чернореченский» артемиев устав: молитва, пост, бдение, послушание, исповедание помыслов, учение...

     

     

     

     Из статьи «Незакатное светило Сербского православного Косово»

     

      (очерк жизнеописания епископа Артемия)

     

      автор Слободан Костич

     


Комментарии (1)